Ныне спешите обедать, а после начнём нападенье...
Причин, по которым безумно хотелось посмотреть «Франкенштейна», было много:
Дэнни Бойл, Джонни Ли Миллер, Бенедикт Камбербэтч и Underworld. Но самое острое, даже болезненное любопытство вызывал факт существования двух версий. Зачем? – этот вопрос не давал спокойно спать, есть и даже работать. И, кажется, в конце концов мне удалось найти ответ.
Начнем, пожалуй, с романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» и самой пьесы Ника Дира «Франкенштейн».
В романе главным героем безусловно является Современный Прометей в обличии гениального, увлеченного и благородного студента-естественника Виктора Франкенштейна.
Прометей древнегреческих мифов из жалости к людям и бескорыстного желания помочь им похитил с Олимпа огонь и передал его смертным. Если смотреть шире, то, во-первых, речь идет о благородном и мужественном поступке, во-вторых, огонь - свет знания, т.е. Прометей принес людям не просто помогающее выжить в физическом мире пламя, но - свет знания. Но самое любопытное, что в позднеантичной версии мифа Прометей сам создавал людей. Вот, например, вариация Гёте на тему этого мифа:
Вот я — гляди! Я создаю людей,
Леплю их
По своему подобью,
Чтобы они, как я, умели
Страдать, и плакать,
И радоваться, наслаждаясь жизнью…
Любопытно, да? Но что-то мы отвлеклись немного.
Итак, в романе Мэри Шэлли главный персонаж – Виктор, что прямо следует уже из названия.
Название пьесы Ника Дира не дает возможности сделать столь же однозначный вывод, поскольку в сознании современного человека Франкенштейн и созданное им чудовище слились и немногие сходу сообразят, кто есть кто, и, соответственно, чьим именем названа пьеса.
Если у Мэри Шелли Виктор свое создание постоянно называет чудовищем, монстром и старается максимально разграничить себя и результат своих опытов, то у Ника Дира проявляется общность Виктора Франкенштейна и Создания.
Мэри Шелли действительно рассказывает историю Прометея. Благородный ученый, загоревшийся желанием раскрыть тайну жизни - в центре повествования. Сначала мы знакомимся с Виктором, его семьей, друзьями, чаяниями и надеждами. И только потом, когда образ благородного и чувствительного человека сформирован, появляется монстр.
В пьесе история начинается с рождения Создания, и первые минуты мы проводим с ним. Виктор появляется позже. Исчезает очевидное преимущество Виктора, дарованное ему Мэри Шелли.
К тому же восстановление хронологии (по сравнению с книгой)приводит к тому, что мы постепенно проникаем в этот мир и переживаем происходящее в режиме реального времени.
Ник Дир меняет расстановку персонажей, меняет саму завязку и финал, многое убирает, но добавляет сцены, на которые в романе был только намек, - и вот перед нами совсем другая история. Теперь на первом плане не самозабвенные поиски тайны жизни и всепоглощающее желание нести свет знания людям. Перед нами история взаимоотношений Создателя и Создания.
Структура пьесы сама по себе удивительна и работает на сближение главных персонажей. Постоянные параллели и переплетения сюжетообразующих линий гипнотизируют.
Виктор бросает беспомощное Создание. Далее – жизнь Создания без Виктора и Виктора – без Создания. Создание ищет Виктора, они встречаются, заключают договор. Создание вновь следует за Виктором, но уже не как зверь, преследующий добычу, а практически как равноправный партнер. Виктор нарушает слово, убивает Female (и этот момент очень важен: в романе Мэри Шелли Виктор не довел дело создания до конца, не оживил пару своему монстру, кажется, даже не полностью сформировал телесную оболочку; здесь же речь именно об убийстве практически живого существа). Создание мстит и убивает Элизабет. Теперь герои меняются местами: Виктор гонится за Созданием, чтобы уничтожить его. Причем к финалу пьесы Ник Дир оставляет обоих в живых (в романе, напомню, остается только Создание, готовое, если вы склонны верить его словам, самоубиться). И вот они опять один на один, в мире больше нет никого. Но это не выглядит погоней. Скорее, это одно существо. We are one (это, кстати, проявляется не только в построении сюжета, но и внутри самого текста; чего стоит одно горделивое «I am different»Виктора в сцене в горах, и отчаянное «I know I am different» Создания во льдах Арктики). Один не может без другого. Они не могут позволить себе потерять друг друга из вида, но и убить – тоже.
Дэнни Бойл пошёл еще дальше. По пьесе, сближающей Виктора и Создание, он ставит два параллельных спектакля. И возникает эффект калейдоскопа: из одних и тех же разноцветных стеклышек складывается постоянно меняющийся узор.
С первых минут спектакля заметны основные отличия двух версий: самовлюбленный гений / гениальный, но больной человек и Создание-ребенок/Создание-взрослый человек. Но самая радость – в деталях, нюансах, акцентах... И тут нас поджидает множество открытий!
1. Версия первая (порядок достаточно условен, продиктован в данном случае исключительно тем, что именно в такой последовательности я оба раза смотрела спектакль).
Виктор Франкенштейн – Бенедикт Камбербэтч
Создание – Джонни Ли Миллер
Виктор – гениальный ученый; столкнувшись с неожиданными последствиями своих опытов, от тщетных попыток исправить ситуацию и переживаний получает психическое расстройство. Пытался приблизиться к разгадке тайны бытия. Хочет любить, развита эмпатия. Готов принять ответственность, но не знает – как. Постоянные «качели» в эмоциональном состоянии и поступках.
Создание – ребёнок; уродливый, брошенный создателем, пытающийся выжить и обрести счастье. Ощущает себя жертвой и обвиняет во всем Виктора, окружающих людей и весь мир. Эгоистичен, по-детски экспрессивен и хаотичен в проявлениях чувств и поступках.
Рождение и первые шаги.
Рука беспорядочно бьет по мембране барабана, само рождение кажется достаточно случайным, «выпадением».
Первые попытки движения – «инстинктивный туризм малыша»; движения судорожны, как только меняется положение тела, Создание предпринимает попытки принять удобную позу.
Бег: ура! Что-то новенькое! Я бегаю! Остановиться не может, направить движение тоже. Падение – обида, детская злость, новая попытка подняться столь же спонтанна.
Рядом с барабаном падает совершенно изможденным; ощущение, что пытается вернуться обратно.
Деловой походкой входит Виктор. Сразу видит, что что-то случилось, оглядывается, пытается понять, что произошло. Кажется, думает, что опыт провалился. Спокойно подходит к распростертому на полу телу, без спешки, опаски и суетливости. Создание шевельнулось. Виктор от неожиданности отскакивает.
- Стой, где стоишь! Не двигайся! Делай, как я сказал! – не понимает, что именно у него получилось. И что теперь с этим делать. Шок.
Создание словно умоляет жестом не бросать его, не оставлять одного. Просит помощи и защиты.
Новый мир
Солнце – чудо, Создание идет к нему с любопытством и радостью; птиц пугается, но по-детски, заливается счастливым смехом. Попытка выразить восторг очень эмоциональна, спонтанна. Промокнув под дождем, быстро прячется под накидку. Осторожно пробует травинку, елозит по траве, катается, играет – восторг новых ощущений.
Журнал Виктора: радость от летящих брызг, незамутненная радость от самого процесса.
«Знакомство» с де Ленси (As I see):
Шарахается в сторону – рефлекторная реакция на поднятую в его направлении руку – боится удара.
Урок «Первородный грех»
Отвлекается, т.к. ему не интересна эта тема, снег – другое дело; радуется снегу, украдкой играет.
Предложение познакомиться с Агатой и ее мужем:
- Why not?
- Hate me
- Snow! Snow!
Возненавидят, т.к. все так делали, это очевидно; потеря интереса к теме и переключение на снег.
Small people
Тайком подслушивает, прячется на приличном расстоянии; боится и убегает.
Solitary moon
- нет родных, родитель отверг, остальные гонят. Вопрос о знакомстве с Агатой и Феликсом – резкий возврат к старой эмоции: страх, паника.
I do not like inconsistent!
- усложняют жизнь? Сбивают отлаженный механизм реагирования?
A Female Creature (сон)
Отшатнулся, вздрогнул, т.к. прикосновение связано с болью; боязнь других.
Поверил, что о нем позаботятся, что от другого существа можно получить тепло и любовь, а не только побои и отвращение.
Мечта может стать реальностью.
Встреча Создания и Виктора в горах
Виктор видит Создание: восхищение тем, что получилось; не может осознать, как такое вообще возможно: умеет читать, логически мыслит, хорошо говорит и двигается, образован.
Рассказ о де Ленси – Виктор занят изучением Создания, слушает вполуха:
- What happened? – спрашивает отстраненно, думая о другом.
- You know what happened – Создание по-клоунски разводит руками, смотрит с издевкой: создал монстра, бросил и еще спрашивает, что случилось; обвиняет Виктора.
- I am sorry – сначала Виктор осознает, что натворил, сокрушается, безмолвно опускает руки – о нет… И только потом поднимает голову и адресует свои слова Созданию. Просит прощения за боль, которую пришлось испытать, за разочарование и проснувшуюся слепую ярость. За то, что не подумал о том, что опыт породит личность.
В самом начале разговора Виктор словно бы между прочим подходит все ближе к созданию, делает отвлекающий жест рукой и тут же другой хватает создание за горло. Не выглядит покушением, скорее – проверкой реакции; почти сразу перестает сопротивляться и продолжает разговор.
Позже, когда Создание излагает свою просьбу о создании себе пары, - зеркальное отражение сцены. Создание тут же извиняется: мол, я умею мыслить логически, не хотел прибегать к силе. Но это не похоже на срыв, скорее – обезьянничанье, демонстрация спонтанная – я тоже так могу, но не буду.
- It speaks – Создание подтверждает, нет акцента на It
- Ты читал Потерянный Рай?
Виктор изумлен.
- Yes, I like it – Создание походя подтверждает: да, потому что это словно бы про меня, я – Адам, изгнанный из Рая.
Создание оправдывает убийство Уильяма, как единственный способ встретиться с Виктором. Виктор совершает неприятное для себя открытие, что действительно не явился бы. Это открытие буквально читается в глазах Виктора.
Создание излагает план: ты мне – женщину; мы уедем в Южную Америку и будем жить там вдали от тебя в мире и согласии. Смотрит на Виктора весь монолог, говорит именно ему, стараясь быть убедительным. Полупоклон – завершение презентации проекта.
- Твоя логика ущербна – Виктор спокоен, диалог практически на равных.
- Почему? – Создание озадаченно смотрит: что я не учел?
- Потому что я одинок! – еще бы ножкой топнул, а то Виктор-идиот не понимает очевидных вещей.
- Ты был уравнением, теоремой! –Виктор горячится, но пытается объяснить, почему не подумал о последствиях.
- Не будь непоследователен – Создание выкрикивает яростно; дальше – частит, торопясь убедить.
Виктор сомневается, он почти сочувствует. Но все слишком быстро.
Закрепление договора между Виктором и Созданием:
- What is it for?- Создание уточняет с подозрением, ожидая подвоха.
Виктор протягивает руку осознанно, он поверил Созданию, поверил, что может все исправить.
- Thank you! My dreams come tru!
A Female Creature
Создание садится важно, торжественно – как ребенок, которому сейчас вручат самый желанный подарок.
- She is beautifull - удивление и восхищение. И это все – мне? Переполняет радость и благодарность. Ожидание чуда любви.
В конце – крик разочарования, отчаяния.
Мстить будет за обман. Ему обещали, но опять предали.
Разговор с Элизабет
Создание «несёт», он себя не контролирует. Действительно жалуется, втягивается в разговор. Самолюбование, возбуждение, вожделение.
Есть впечатление, что изначально в планы Создания не входило насилие над Элизабет и убийство ее; кажется, что он шел именно к Виктору. Насилие – порыв (постепенно нарастающее возбуждение; достаточно реалистичное изображение акта и рык звериного удовлетворения), убийство – спонтанная месть Виктору.
- I am a mаn – сам не верит, скулит, елозит, словно пытается спрятаться. Провинившийся ребенок, чувствует, что совершил что-то страшное, непоправимое.
И в этот момент он понимает, что перешел невидимую черту. Теперь ничего нельзя «починить». Он в ужасе и его Kill me! Shoot me! – звучит жалобно. Он действительно не хотел мстить, он хотел любви и понимания. А теперь все разрушил окончательно. И это просьба. Он остался совсем один; Виктор здесь, но он молчит (лучше бы в гневе набросился, с этим Создание знает, что делать).
Арктика
- Моё сердце черно. Оно смердит – констатация
- три года назад… - как о далеком прошлом. Так все начиналось.
Деловит, чуть ли не с радостью и гордостью рассказывает, сколько уже вместе прошли.
- ты убил мою – пикировка; попытка доказать, что Виктор сам во всем виноват
- Ты хотел бессмертия? Посмотри на себя// Еда первопроходцев - унижает Виктора, насмехается над ним
- You killed my wife – Виктор не обвиняет, он объясняет. Без ненависти в голосе.
- You killed mine – звучит как обоснование убийства Элизабет
- Lovely Elizabeth – смотрит на Виктора, провоцирует
Виктор пытается до него дотянуться и Создание отскакивает.
- Don`t leave me alone – боязнь остаться одному; с ужасом смотрит вокруг
- What is dead& Can I die? – Смотрит на Виктора, взглядом вынуждая ответить. Виктор для него – все. Обретенный, пусть и для странных отношений, родитель.
Про любовь – обращается к Виктору.
- Одинокая луна влечет меня – кивает на луну в качестве объяснения своих поступков.
- Это хорошее вино, пей – еще один способ привести Виктора в чувство (целует, тут же хватает бокал с вином). Трясет Виктора: я хотел только твоей любви.
- Мой бедный Создатель. – Плачет. Ему действительно искренне жаль Виктора. Он все потерял и умрет вдали от дома, в снегах. Ученик и учитель поменялись местами.
Виктор очнулся. Вопрошая "Ты меня любишь?!", Создание требует ответа.
- Я не знаю, что такое любовь (а ведь когда – то готов был судить об этом). Виктор опустошен. Говорит о ненависти, но это, видимо, ненависть к себе. Он во всем винит себя.
- Ты должен быть уничтожен – не из ненависти к Созданию. Он, Виктор, совершил ошибку, создав монстра. Из-за этого погибли люди, близкие люди. Это не должно повториться.
- We are one! – я во всем подобен тебе.
- Good boy! Come on! – Создание принимает условия. Пусть не любовь, но он – не один, он – со своим родителем.
Слабая надежда, что пока они идут, что-то изменится. В крайнем случае – умрут вместе – а это уже что-то.
2. Версия вторая
Виктор Франкенштейн – Джонни Ли Миллер
Создание – Бенедикт Камбербэтч
Виктор – гениальный ученый с комплексом Бога. Сквозь его самоуверенность и неприятие других не может пробиться даже Элизабет со своей любовью. Агрессивен в своем нежелании брать на себя ответственность. Достаточно статичен и предсказуем в своих реакциях и поступках.
Создание – взрослый человек, ощущающий себя личностью и пытающийся доказать свое право на жизнь и уважение. Исследователь. Развит эмоционально и интеллектуально; чувства глубоки, действия осознанны.
Рождение и первые шаги.
Рука исследует мембрану, постукивает, поглаживает, осторожно нажимает; рождение – выход найден.
Попытки подняться выглядят осознанными, словно он пытается анализировать каждое движение: вот, я делаю так… нет, надо иначе.
Удалось подняться – радость от достижения конкретной цели; упал – сердится на себя, свою неуклюжесть, сразу пытается встать снова.
Возвращение к барабану кажется вызванным желанием заглянуть внутрь, исследовать.
Виктор настороженно подходит к Созданию, оглядывается, решается наклониться, пытается перевернуть и в ужасе отскакивает.
- Стой, где стоишь! Не двигайся! Делай, как я сказал! – отвращение.
Создание пытается жестом остановить Виктора – стой, подожди! Не уходи! – словно хочет начать диалог. Не боится Виктора, в движении – настойчивость, вопреки грозному Get away!
Новый мир
Восторг, практически попытки взлететь вслед за птицами; дождь – неожиданность, поэтому рефлекторно прикрылся рукой, но тут же с интересом смотрит в небо, пытаясь понять, что происходит. Растворяется в дожде, наслаждается новыми ощущениями. Промок, но не прячется , а пытается выяснить, куда делось солнце. За накидкой идет спокойно и позже, чем Создание –Миллер. Пытается облечь в слова свои переживания.
По траве ползет (новое движение по новой поверхности) осторожно, прислушивается к своим ощущениям. Траву не просто пробует, а пытается есть, утолить голод.
Журнал Виктора - радость от обнаружения взаимосвязи: провести по страницам – брызги. Более спокоен (он вообще в любых обстоятельствах пытается сохранить чувство собственного достоинства). Пытается открыть журнал.
Знакомство с де Ленси (As I see):
Отстраняется: не привык к тактильным контактам с людьми; настороженно ожидает реакции, т.к. боится потерять единственного друга.
Урок «Первородный грех»
Начинает слушать, но потом отвлекается, т.к. тема неестественная, «мутная» - какие-то отвлеченные материи. Естественно – радоваться снегу, изучать, хотя бы и украдкой, новое явление.
Предложение познакомиться с Агатой и ее мужем:
- Why not?
- Hate me
- Snow! Snow!
Возненавидят, т.к. я не такой. Не хочет вдаваться в объяснения и все портить, поэтому ушел от ответа.
Small people
Наблюдает за отношениями, внимательно слушает, готов поверить, подошел почти вплотную.
Solitary moon
«одинок вообще»; безумная тоска; на волне лунного одиночества, ощущения собственной инакости – его никто не примет, не поймет.
I do not like inconsistent!
- сбивают, не дают уловить логику. И – возврат к мыслям о собственной инакости: почему я не понимаю?! Я такой же человек, но ты можешь, а я – нет.
A Female Creature
Увлекся, проникся настолько, что позволил другому созданию коснуться себя. Шок от прикосновения, моментальная попытка свернуться, закрыться и – покорность, готовность довериться другому.
Встреча с Виктором в горах
Виктор гордится собой, своей работой. Но Создание вызывает у него нериязнь и страх.
Рассказ о де Ленси:
You know what happened – тяжелый взгляд. Да, я не справился с гневом.
Создание начинает со спокойных логических доводов.
- Если ты откажешь в просьбе, станешь врагом. Я постараюсь тебя уничтожить, – предупреждение, не угроза.
Но срывается. Резко берет себя в руки, просит прощения: я намеревался убеждать. Я владею логикой. Ему стыдно за себя.
- It speaks – контраст: человек про разумное существо говорит It. Создание подчеркивает это.
- Ты читал Потерянный Рай?
Виктор оценивающе смотрит.
- Yes, I like it – Создание иронизирует.
- Мы уедем в Южную Америку… - озвучивает свои мечты, он весь в них.
Виктор в гневе: какое-то монструозное создание, результат решения теоремы ставит ему условия, просит о чем-то. Да тут и говорить не о чем! И не с кем. Тычет носом в безобразность внешнего облика.
- Не будь непоследователен. Это возмутительно. – у Создания есть определенные представления о цельности человеческой натуры, а эти метания – возмутительны, недостойны звания человека. Выговаривает, как ребенку.
- Я поражен. Ты так быстро всему научился, – пренебрежительно, как про зверушку, научившуюся новым трюкам. Откровенная враждебность, неприязнь. Холодный колючий взгляд, усмешка неприятия.
- Ты мной гордишься? – готовность увидеть признание, приятие.
- Почему? - будь добр, объясни. Неужели моя логика действительно ущербна? – Засомневался в оценке своих умений.
- Because I Am LONELY! – пауза, далее иллюстрирует свою мысль.
- Ты был уравнением, теоремой! – Виктор обвиняет Создание, не желая брать ответственность на себя.
- Godess? – Создание в недоумении. Он об этом не просил, но Виктор уже увлечен своей мыслью создать совершенного человека.
И воспоминания об аде растают, словно дым…
- Thank you! My dreams come tru!
A Female Creature
Насторожен.
- She is beautifull - благоговение. Он уже любит Её. И больше нет страданий. Он полноценный человек.
После слов – She`s my wife – Создание затихает, словно прислушивается к эху этого сочетания внутри себя.
Крик боли.
Мстит за убийство любимой – именно в этом предательство.
Разговор с Элизабет
- I need your help – голос дрожит
- and look at me – торжественно, ожидая реакции неприятия. Пауза затягивается и Создание с удивлением поворачивает голову к Элизабет.
- Я хочу пожаловаться – очень неожиданно, словно не собирался разговаривать.
- Моё имя? – горькая усмешка.
Весь разговор Создание словно о чем-то думает; слова Элизабет возвращают его в реальный момент и он продолжает разговор. Он весь какой-то притихший.
Нападает неожиданно, словно слова о том, чему он научился у людей напомнили ему, зачем он пришел. И он решил больше не тянуть. В момент изнасилования Элизабет в звуках голоса Создания нет и намека на радость или удовлетворение. Это больше похоже на всхлипы, сокрушение о творимом. Словно вместе с Элизабет Создание разрушает себя. Он не хочет этого делать. Он научился лгать и причинять боль, но все в нем противится этому. Перед убийством он словно снова просит у Элизабет прощения, осторожно прижимаясь своей щекой к ее щеке. Убивает быстро, не глядя на неё или Виктора.
- I am a man – должно звучать как утверждение. Но вырывается – с мукой в голосе. Он не принимает себя такого. Мечется по кровати как раненый зверь.
- Kill me! Shoot me! – требование и отчаянная просьба.
Арктика
- my heart is black – сокрушенно, почти плачет
- оно смердит! – отчаяние, не знает, куда от себя деваться
- радовался солнцу… - переживает все заново; как прощание с раем, который уже не дано увидеть (параллель с Потерянным Раем Мильтона) – и вспоминается, как он при встрече в горах говорил Виктору, что любит Потерянный Рай.
В перечне пройденных территорий – ощущение безысходности.
- Не покидай меня! – мольба человека Создателю
Контраст: взрослый, многое успевший повидать, натворить – не знает, что такое смерть. И смертен ли он сам.
- Бедный создатель! – боль за него как за себя, сострадание, эмпатия; был слишком хорош, а теперь он еще более одинок, чем Создание (все потерял, любви не знает)
- Ты хотел власти? Ты хотел бессмертия? – look at you! – посмотри, к чему тебя это привело!
И
- почему ты считаешь МЕНЯ преступником? (look at you!, да?)
- ты убил мою жену
- ты убил мою – боль утраты
- ты сам напросился! – довольно злобно, агрессивно
- как? Как я напросился?! (говорит о моменте наибольшей открытости и мягкости, когда он раскрылся навстречу любви).
Луна влечет меня, одинокая луна.. – безумное одиночество, слова обращены внутрь себя.
- Все, что я хотел – любви (тоже себе) – но как же так вышло?
- Ты меня любишь? – не ожидает ничего услышать.
- Только не говори, что ты умер.
- Я знаю, ЧТО я совершил … Элизабет(голос садится, сипит, когда Создание произносит ее имя)
Резко переключает тему (а не просто отскакивает в сторону). Ерничает: давай, вставай! Совершим открытия! Неси свет в темноту!
- Я познал только ненависть – действительно, Виктор смотрит с ненавистью. Сил нет, но глаза горят. – В тебе моя цель, моя страсть
- Создание пытается понять, о чем это. Неужели что-то изменилось? Во взгляде – ожидание. Но
- ты должен быть уничтожен – и
- Good boy! – устало и обреченно. Он ответственен за жизнь Виктора.
И, возможно, пытается просчитать дальнейший путь.
Миллер и Бенедикт не просто играют по-разному, они играют разных персонажей.
И в арктических льдах – один на один с собой.
Греховен ли каждый из нас от рождения, такими нас делают обстоятельства, люди и прочие внешние причины или мы несем ответственность за то, кем мы являемся и что творим?
Ответственность не только в научном эксперименте , - ответственность за свои поступки, за себя; отношения детей и родителей; одиночество, инакость и – смещение границ, перемешивание персонажей. Не только за счет обмена ролями.
Создание – Миллер и Виктор – Миллер имеют много общего: порывистость, желание получать, а не отдавать; отсутствие желания понять других; острое нежелание научиться ответственности (а отсюда – иррациональная жестокость), некоторая наивность восприятия происходящего и детскость реакций; попытки манипулировать другими; походка, жесты, манера говорить (особенно в моменты сильного волнения).
Создание-Бен и Виктор-Бен: сильные, готовые пойти другому навстречу; не перекладывают ответственность на других; увлеченность идеей, эмпатия; попытки быть логичными и последовательными во всем (что не всегда приводит к желаемому/ожидаемому результату).
Остальные персонажи – константа, в обеих версиях спектакля они одинаковы. Будем считать, что это – наш с вами мир, условно объективная реальность. А в центре – Виктор и Создание. Перед нами два разных спектакля; две разных истории с разными героями. Самовлюбленный гений, уверенный в собственной непогрешимости и монструозной сути Создания / гениальный, но склонный к рефлексии и эмпатии человек; Создание-ребенок, жаждущий любви и мстящий за предательство; разрушающий жизнь своего безответственного «отца»/Создание-взрослый человек, пытающийся утвердить свое право на жизнь и уважение; разрушающий себя и осознающий это.
Дэнни Бойл мог бы ограничиться этим. Но нет, его Виктор и Создание меняются местами от спектакля к спектаклю. И в этих смещениях, переплетениях теряешься совершенно и перестаешь понимать, где чудовище, а где его создатель.
И сцена в Арктике, по сути финальная, видится эмоциональной вершиной, чуть ли не внезапной кульминацией; действие замирает на высокой ноте; звук затихает, и постепенно исчезают во льдах Арктики двое, ставшие одним.
Перед нами открытый финал, т.к. конфликт окончательно не разрешен. В отличие от книги, нет однозначности в оценке персонажей, сместились акценты. Поэтому закрыть финал, окончательно разрешить конфликт невозможно. Это прямое приглашение к диалогу. Причем к диалогу не с автором, а с самим собой.
И хочу просто сказать огромное спасибо всем, кто так или иначе причастен к этому спектаклю. «Франкенштейн» Дэнни Бойла - одно из самых пронзительных, ошеломляющих произведений о человеке, его муках одиночества, жажде любви, ответственности, боязни и необходимости доверия … об отношениях человека с миром и с собой. Чудо, сотворенное людьми.
Отдельное спасибо удивительной klavdiaivanovnaklavdiaivanovna.livejournal.com/, читать дальшекоторая помогла понять, что я не стремлюсь поделиться наблюдениями и открытиями, - скорее, тщательно их маскирую и скрываю. После двух месяцев дополнительных попыток заставить себя сказать то, что я думаю и чувствую, пришлось смириться с существующим положением дел и сохранить запись хотя бы в таком виде.
Дэнни Бойл, Джонни Ли Миллер, Бенедикт Камбербэтч и Underworld. Но самое острое, даже болезненное любопытство вызывал факт существования двух версий. Зачем? – этот вопрос не давал спокойно спать, есть и даже работать. И, кажется, в конце концов мне удалось найти ответ.
Начнем, пожалуй, с романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» и самой пьесы Ника Дира «Франкенштейн».
В романе главным героем безусловно является Современный Прометей в обличии гениального, увлеченного и благородного студента-естественника Виктора Франкенштейна.
Прометей древнегреческих мифов из жалости к людям и бескорыстного желания помочь им похитил с Олимпа огонь и передал его смертным. Если смотреть шире, то, во-первых, речь идет о благородном и мужественном поступке, во-вторых, огонь - свет знания, т.е. Прометей принес людям не просто помогающее выжить в физическом мире пламя, но - свет знания. Но самое любопытное, что в позднеантичной версии мифа Прометей сам создавал людей. Вот, например, вариация Гёте на тему этого мифа:
Вот я — гляди! Я создаю людей,
Леплю их
По своему подобью,
Чтобы они, как я, умели
Страдать, и плакать,
И радоваться, наслаждаясь жизнью…
Любопытно, да? Но что-то мы отвлеклись немного.
Итак, в романе Мэри Шэлли главный персонаж – Виктор, что прямо следует уже из названия.
Название пьесы Ника Дира не дает возможности сделать столь же однозначный вывод, поскольку в сознании современного человека Франкенштейн и созданное им чудовище слились и немногие сходу сообразят, кто есть кто, и, соответственно, чьим именем названа пьеса.
Если у Мэри Шелли Виктор свое создание постоянно называет чудовищем, монстром и старается максимально разграничить себя и результат своих опытов, то у Ника Дира проявляется общность Виктора Франкенштейна и Создания.
Мэри Шелли действительно рассказывает историю Прометея. Благородный ученый, загоревшийся желанием раскрыть тайну жизни - в центре повествования. Сначала мы знакомимся с Виктором, его семьей, друзьями, чаяниями и надеждами. И только потом, когда образ благородного и чувствительного человека сформирован, появляется монстр.
В пьесе история начинается с рождения Создания, и первые минуты мы проводим с ним. Виктор появляется позже. Исчезает очевидное преимущество Виктора, дарованное ему Мэри Шелли.
К тому же восстановление хронологии (по сравнению с книгой)приводит к тому, что мы постепенно проникаем в этот мир и переживаем происходящее в режиме реального времени.
Ник Дир меняет расстановку персонажей, меняет саму завязку и финал, многое убирает, но добавляет сцены, на которые в романе был только намек, - и вот перед нами совсем другая история. Теперь на первом плане не самозабвенные поиски тайны жизни и всепоглощающее желание нести свет знания людям. Перед нами история взаимоотношений Создателя и Создания.
Структура пьесы сама по себе удивительна и работает на сближение главных персонажей. Постоянные параллели и переплетения сюжетообразующих линий гипнотизируют.
Виктор бросает беспомощное Создание. Далее – жизнь Создания без Виктора и Виктора – без Создания. Создание ищет Виктора, они встречаются, заключают договор. Создание вновь следует за Виктором, но уже не как зверь, преследующий добычу, а практически как равноправный партнер. Виктор нарушает слово, убивает Female (и этот момент очень важен: в романе Мэри Шелли Виктор не довел дело создания до конца, не оживил пару своему монстру, кажется, даже не полностью сформировал телесную оболочку; здесь же речь именно об убийстве практически живого существа). Создание мстит и убивает Элизабет. Теперь герои меняются местами: Виктор гонится за Созданием, чтобы уничтожить его. Причем к финалу пьесы Ник Дир оставляет обоих в живых (в романе, напомню, остается только Создание, готовое, если вы склонны верить его словам, самоубиться). И вот они опять один на один, в мире больше нет никого. Но это не выглядит погоней. Скорее, это одно существо. We are one (это, кстати, проявляется не только в построении сюжета, но и внутри самого текста; чего стоит одно горделивое «I am different»Виктора в сцене в горах, и отчаянное «I know I am different» Создания во льдах Арктики). Один не может без другого. Они не могут позволить себе потерять друг друга из вида, но и убить – тоже.
Дэнни Бойл пошёл еще дальше. По пьесе, сближающей Виктора и Создание, он ставит два параллельных спектакля. И возникает эффект калейдоскопа: из одних и тех же разноцветных стеклышек складывается постоянно меняющийся узор.
С первых минут спектакля заметны основные отличия двух версий: самовлюбленный гений / гениальный, но больной человек и Создание-ребенок/Создание-взрослый человек. Но самая радость – в деталях, нюансах, акцентах... И тут нас поджидает множество открытий!
1. Версия первая (порядок достаточно условен, продиктован в данном случае исключительно тем, что именно в такой последовательности я оба раза смотрела спектакль).
Виктор Франкенштейн – Бенедикт Камбербэтч
Создание – Джонни Ли Миллер
Виктор – гениальный ученый; столкнувшись с неожиданными последствиями своих опытов, от тщетных попыток исправить ситуацию и переживаний получает психическое расстройство. Пытался приблизиться к разгадке тайны бытия. Хочет любить, развита эмпатия. Готов принять ответственность, но не знает – как. Постоянные «качели» в эмоциональном состоянии и поступках.
Создание – ребёнок; уродливый, брошенный создателем, пытающийся выжить и обрести счастье. Ощущает себя жертвой и обвиняет во всем Виктора, окружающих людей и весь мир. Эгоистичен, по-детски экспрессивен и хаотичен в проявлениях чувств и поступках.
Рождение и первые шаги.
Рука беспорядочно бьет по мембране барабана, само рождение кажется достаточно случайным, «выпадением».
Первые попытки движения – «инстинктивный туризм малыша»; движения судорожны, как только меняется положение тела, Создание предпринимает попытки принять удобную позу.
Бег: ура! Что-то новенькое! Я бегаю! Остановиться не может, направить движение тоже. Падение – обида, детская злость, новая попытка подняться столь же спонтанна.
Рядом с барабаном падает совершенно изможденным; ощущение, что пытается вернуться обратно.
Деловой походкой входит Виктор. Сразу видит, что что-то случилось, оглядывается, пытается понять, что произошло. Кажется, думает, что опыт провалился. Спокойно подходит к распростертому на полу телу, без спешки, опаски и суетливости. Создание шевельнулось. Виктор от неожиданности отскакивает.
- Стой, где стоишь! Не двигайся! Делай, как я сказал! – не понимает, что именно у него получилось. И что теперь с этим делать. Шок.
Создание словно умоляет жестом не бросать его, не оставлять одного. Просит помощи и защиты.
Новый мир
Солнце – чудо, Создание идет к нему с любопытством и радостью; птиц пугается, но по-детски, заливается счастливым смехом. Попытка выразить восторг очень эмоциональна, спонтанна. Промокнув под дождем, быстро прячется под накидку. Осторожно пробует травинку, елозит по траве, катается, играет – восторг новых ощущений.
Журнал Виктора: радость от летящих брызг, незамутненная радость от самого процесса.
«Знакомство» с де Ленси (As I see):
Шарахается в сторону – рефлекторная реакция на поднятую в его направлении руку – боится удара.
Урок «Первородный грех»
Отвлекается, т.к. ему не интересна эта тема, снег – другое дело; радуется снегу, украдкой играет.
Предложение познакомиться с Агатой и ее мужем:
- Why not?
- Hate me
- Snow! Snow!
Возненавидят, т.к. все так делали, это очевидно; потеря интереса к теме и переключение на снег.
Small people
Тайком подслушивает, прячется на приличном расстоянии; боится и убегает.
Solitary moon
- нет родных, родитель отверг, остальные гонят. Вопрос о знакомстве с Агатой и Феликсом – резкий возврат к старой эмоции: страх, паника.
I do not like inconsistent!
- усложняют жизнь? Сбивают отлаженный механизм реагирования?
A Female Creature (сон)
Отшатнулся, вздрогнул, т.к. прикосновение связано с болью; боязнь других.
Поверил, что о нем позаботятся, что от другого существа можно получить тепло и любовь, а не только побои и отвращение.
Мечта может стать реальностью.
Встреча Создания и Виктора в горах
Виктор видит Создание: восхищение тем, что получилось; не может осознать, как такое вообще возможно: умеет читать, логически мыслит, хорошо говорит и двигается, образован.
Рассказ о де Ленси – Виктор занят изучением Создания, слушает вполуха:
- What happened? – спрашивает отстраненно, думая о другом.
- You know what happened – Создание по-клоунски разводит руками, смотрит с издевкой: создал монстра, бросил и еще спрашивает, что случилось; обвиняет Виктора.
- I am sorry – сначала Виктор осознает, что натворил, сокрушается, безмолвно опускает руки – о нет… И только потом поднимает голову и адресует свои слова Созданию. Просит прощения за боль, которую пришлось испытать, за разочарование и проснувшуюся слепую ярость. За то, что не подумал о том, что опыт породит личность.
В самом начале разговора Виктор словно бы между прочим подходит все ближе к созданию, делает отвлекающий жест рукой и тут же другой хватает создание за горло. Не выглядит покушением, скорее – проверкой реакции; почти сразу перестает сопротивляться и продолжает разговор.
Позже, когда Создание излагает свою просьбу о создании себе пары, - зеркальное отражение сцены. Создание тут же извиняется: мол, я умею мыслить логически, не хотел прибегать к силе. Но это не похоже на срыв, скорее – обезьянничанье, демонстрация спонтанная – я тоже так могу, но не буду.
- It speaks – Создание подтверждает, нет акцента на It
- Ты читал Потерянный Рай?
Виктор изумлен.
- Yes, I like it – Создание походя подтверждает: да, потому что это словно бы про меня, я – Адам, изгнанный из Рая.
Создание оправдывает убийство Уильяма, как единственный способ встретиться с Виктором. Виктор совершает неприятное для себя открытие, что действительно не явился бы. Это открытие буквально читается в глазах Виктора.
Создание излагает план: ты мне – женщину; мы уедем в Южную Америку и будем жить там вдали от тебя в мире и согласии. Смотрит на Виктора весь монолог, говорит именно ему, стараясь быть убедительным. Полупоклон – завершение презентации проекта.
- Твоя логика ущербна – Виктор спокоен, диалог практически на равных.
- Почему? – Создание озадаченно смотрит: что я не учел?
- Потому что я одинок! – еще бы ножкой топнул, а то Виктор-идиот не понимает очевидных вещей.
- Ты был уравнением, теоремой! –Виктор горячится, но пытается объяснить, почему не подумал о последствиях.
- Не будь непоследователен – Создание выкрикивает яростно; дальше – частит, торопясь убедить.
Виктор сомневается, он почти сочувствует. Но все слишком быстро.
Закрепление договора между Виктором и Созданием:
- What is it for?- Создание уточняет с подозрением, ожидая подвоха.
Виктор протягивает руку осознанно, он поверил Созданию, поверил, что может все исправить.
- Thank you! My dreams come tru!
A Female Creature
Создание садится важно, торжественно – как ребенок, которому сейчас вручат самый желанный подарок.
- She is beautifull - удивление и восхищение. И это все – мне? Переполняет радость и благодарность. Ожидание чуда любви.
В конце – крик разочарования, отчаяния.
Мстить будет за обман. Ему обещали, но опять предали.
Разговор с Элизабет
Создание «несёт», он себя не контролирует. Действительно жалуется, втягивается в разговор. Самолюбование, возбуждение, вожделение.
Есть впечатление, что изначально в планы Создания не входило насилие над Элизабет и убийство ее; кажется, что он шел именно к Виктору. Насилие – порыв (постепенно нарастающее возбуждение; достаточно реалистичное изображение акта и рык звериного удовлетворения), убийство – спонтанная месть Виктору.
- I am a mаn – сам не верит, скулит, елозит, словно пытается спрятаться. Провинившийся ребенок, чувствует, что совершил что-то страшное, непоправимое.
И в этот момент он понимает, что перешел невидимую черту. Теперь ничего нельзя «починить». Он в ужасе и его Kill me! Shoot me! – звучит жалобно. Он действительно не хотел мстить, он хотел любви и понимания. А теперь все разрушил окончательно. И это просьба. Он остался совсем один; Виктор здесь, но он молчит (лучше бы в гневе набросился, с этим Создание знает, что делать).
Арктика
- Моё сердце черно. Оно смердит – констатация
- три года назад… - как о далеком прошлом. Так все начиналось.
Деловит, чуть ли не с радостью и гордостью рассказывает, сколько уже вместе прошли.
- ты убил мою – пикировка; попытка доказать, что Виктор сам во всем виноват
- Ты хотел бессмертия? Посмотри на себя// Еда первопроходцев - унижает Виктора, насмехается над ним
- You killed my wife – Виктор не обвиняет, он объясняет. Без ненависти в голосе.
- You killed mine – звучит как обоснование убийства Элизабет
- Lovely Elizabeth – смотрит на Виктора, провоцирует
Виктор пытается до него дотянуться и Создание отскакивает.
- Don`t leave me alone – боязнь остаться одному; с ужасом смотрит вокруг
- What is dead& Can I die? – Смотрит на Виктора, взглядом вынуждая ответить. Виктор для него – все. Обретенный, пусть и для странных отношений, родитель.
Про любовь – обращается к Виктору.
- Одинокая луна влечет меня – кивает на луну в качестве объяснения своих поступков.
- Это хорошее вино, пей – еще один способ привести Виктора в чувство (целует, тут же хватает бокал с вином). Трясет Виктора: я хотел только твоей любви.
- Мой бедный Создатель. – Плачет. Ему действительно искренне жаль Виктора. Он все потерял и умрет вдали от дома, в снегах. Ученик и учитель поменялись местами.
Виктор очнулся. Вопрошая "Ты меня любишь?!", Создание требует ответа.
- Я не знаю, что такое любовь (а ведь когда – то готов был судить об этом). Виктор опустошен. Говорит о ненависти, но это, видимо, ненависть к себе. Он во всем винит себя.
- Ты должен быть уничтожен – не из ненависти к Созданию. Он, Виктор, совершил ошибку, создав монстра. Из-за этого погибли люди, близкие люди. Это не должно повториться.
- We are one! – я во всем подобен тебе.
- Good boy! Come on! – Создание принимает условия. Пусть не любовь, но он – не один, он – со своим родителем.
Слабая надежда, что пока они идут, что-то изменится. В крайнем случае – умрут вместе – а это уже что-то.
2. Версия вторая
Виктор Франкенштейн – Джонни Ли Миллер
Создание – Бенедикт Камбербэтч
Виктор – гениальный ученый с комплексом Бога. Сквозь его самоуверенность и неприятие других не может пробиться даже Элизабет со своей любовью. Агрессивен в своем нежелании брать на себя ответственность. Достаточно статичен и предсказуем в своих реакциях и поступках.
Создание – взрослый человек, ощущающий себя личностью и пытающийся доказать свое право на жизнь и уважение. Исследователь. Развит эмоционально и интеллектуально; чувства глубоки, действия осознанны.
Рождение и первые шаги.
Рука исследует мембрану, постукивает, поглаживает, осторожно нажимает; рождение – выход найден.
Попытки подняться выглядят осознанными, словно он пытается анализировать каждое движение: вот, я делаю так… нет, надо иначе.
Удалось подняться – радость от достижения конкретной цели; упал – сердится на себя, свою неуклюжесть, сразу пытается встать снова.
Возвращение к барабану кажется вызванным желанием заглянуть внутрь, исследовать.
Виктор настороженно подходит к Созданию, оглядывается, решается наклониться, пытается перевернуть и в ужасе отскакивает.
- Стой, где стоишь! Не двигайся! Делай, как я сказал! – отвращение.
Создание пытается жестом остановить Виктора – стой, подожди! Не уходи! – словно хочет начать диалог. Не боится Виктора, в движении – настойчивость, вопреки грозному Get away!
Новый мир
Восторг, практически попытки взлететь вслед за птицами; дождь – неожиданность, поэтому рефлекторно прикрылся рукой, но тут же с интересом смотрит в небо, пытаясь понять, что происходит. Растворяется в дожде, наслаждается новыми ощущениями. Промок, но не прячется , а пытается выяснить, куда делось солнце. За накидкой идет спокойно и позже, чем Создание –Миллер. Пытается облечь в слова свои переживания.
По траве ползет (новое движение по новой поверхности) осторожно, прислушивается к своим ощущениям. Траву не просто пробует, а пытается есть, утолить голод.
Журнал Виктора - радость от обнаружения взаимосвязи: провести по страницам – брызги. Более спокоен (он вообще в любых обстоятельствах пытается сохранить чувство собственного достоинства). Пытается открыть журнал.
Знакомство с де Ленси (As I see):
Отстраняется: не привык к тактильным контактам с людьми; настороженно ожидает реакции, т.к. боится потерять единственного друга.
Урок «Первородный грех»
Начинает слушать, но потом отвлекается, т.к. тема неестественная, «мутная» - какие-то отвлеченные материи. Естественно – радоваться снегу, изучать, хотя бы и украдкой, новое явление.
Предложение познакомиться с Агатой и ее мужем:
- Why not?
- Hate me
- Snow! Snow!
Возненавидят, т.к. я не такой. Не хочет вдаваться в объяснения и все портить, поэтому ушел от ответа.
Small people
Наблюдает за отношениями, внимательно слушает, готов поверить, подошел почти вплотную.
Solitary moon
«одинок вообще»; безумная тоска; на волне лунного одиночества, ощущения собственной инакости – его никто не примет, не поймет.
I do not like inconsistent!
- сбивают, не дают уловить логику. И – возврат к мыслям о собственной инакости: почему я не понимаю?! Я такой же человек, но ты можешь, а я – нет.
A Female Creature
Увлекся, проникся настолько, что позволил другому созданию коснуться себя. Шок от прикосновения, моментальная попытка свернуться, закрыться и – покорность, готовность довериться другому.
Встреча с Виктором в горах
Виктор гордится собой, своей работой. Но Создание вызывает у него нериязнь и страх.
Рассказ о де Ленси:
You know what happened – тяжелый взгляд. Да, я не справился с гневом.
Создание начинает со спокойных логических доводов.
- Если ты откажешь в просьбе, станешь врагом. Я постараюсь тебя уничтожить, – предупреждение, не угроза.
Но срывается. Резко берет себя в руки, просит прощения: я намеревался убеждать. Я владею логикой. Ему стыдно за себя.
- It speaks – контраст: человек про разумное существо говорит It. Создание подчеркивает это.
- Ты читал Потерянный Рай?
Виктор оценивающе смотрит.
- Yes, I like it – Создание иронизирует.
- Мы уедем в Южную Америку… - озвучивает свои мечты, он весь в них.
Виктор в гневе: какое-то монструозное создание, результат решения теоремы ставит ему условия, просит о чем-то. Да тут и говорить не о чем! И не с кем. Тычет носом в безобразность внешнего облика.
- Не будь непоследователен. Это возмутительно. – у Создания есть определенные представления о цельности человеческой натуры, а эти метания – возмутительны, недостойны звания человека. Выговаривает, как ребенку.
- Я поражен. Ты так быстро всему научился, – пренебрежительно, как про зверушку, научившуюся новым трюкам. Откровенная враждебность, неприязнь. Холодный колючий взгляд, усмешка неприятия.
- Ты мной гордишься? – готовность увидеть признание, приятие.
- Почему? - будь добр, объясни. Неужели моя логика действительно ущербна? – Засомневался в оценке своих умений.
- Because I Am LONELY! – пауза, далее иллюстрирует свою мысль.
- Ты был уравнением, теоремой! – Виктор обвиняет Создание, не желая брать ответственность на себя.
- Godess? – Создание в недоумении. Он об этом не просил, но Виктор уже увлечен своей мыслью создать совершенного человека.
И воспоминания об аде растают, словно дым…
- Thank you! My dreams come tru!
A Female Creature
Насторожен.
- She is beautifull - благоговение. Он уже любит Её. И больше нет страданий. Он полноценный человек.
После слов – She`s my wife – Создание затихает, словно прислушивается к эху этого сочетания внутри себя.
Крик боли.
Мстит за убийство любимой – именно в этом предательство.
Разговор с Элизабет
- I need your help – голос дрожит
- and look at me – торжественно, ожидая реакции неприятия. Пауза затягивается и Создание с удивлением поворачивает голову к Элизабет.
- Я хочу пожаловаться – очень неожиданно, словно не собирался разговаривать.
- Моё имя? – горькая усмешка.
Весь разговор Создание словно о чем-то думает; слова Элизабет возвращают его в реальный момент и он продолжает разговор. Он весь какой-то притихший.
Нападает неожиданно, словно слова о том, чему он научился у людей напомнили ему, зачем он пришел. И он решил больше не тянуть. В момент изнасилования Элизабет в звуках голоса Создания нет и намека на радость или удовлетворение. Это больше похоже на всхлипы, сокрушение о творимом. Словно вместе с Элизабет Создание разрушает себя. Он не хочет этого делать. Он научился лгать и причинять боль, но все в нем противится этому. Перед убийством он словно снова просит у Элизабет прощения, осторожно прижимаясь своей щекой к ее щеке. Убивает быстро, не глядя на неё или Виктора.
- I am a man – должно звучать как утверждение. Но вырывается – с мукой в голосе. Он не принимает себя такого. Мечется по кровати как раненый зверь.
- Kill me! Shoot me! – требование и отчаянная просьба.
Арктика
- my heart is black – сокрушенно, почти плачет
- оно смердит! – отчаяние, не знает, куда от себя деваться
- радовался солнцу… - переживает все заново; как прощание с раем, который уже не дано увидеть (параллель с Потерянным Раем Мильтона) – и вспоминается, как он при встрече в горах говорил Виктору, что любит Потерянный Рай.
В перечне пройденных территорий – ощущение безысходности.
- Не покидай меня! – мольба человека Создателю
Контраст: взрослый, многое успевший повидать, натворить – не знает, что такое смерть. И смертен ли он сам.
- Бедный создатель! – боль за него как за себя, сострадание, эмпатия; был слишком хорош, а теперь он еще более одинок, чем Создание (все потерял, любви не знает)
- Ты хотел власти? Ты хотел бессмертия? – look at you! – посмотри, к чему тебя это привело!
И
- почему ты считаешь МЕНЯ преступником? (look at you!, да?)
- ты убил мою жену
- ты убил мою – боль утраты
- ты сам напросился! – довольно злобно, агрессивно
- как? Как я напросился?! (говорит о моменте наибольшей открытости и мягкости, когда он раскрылся навстречу любви).
Луна влечет меня, одинокая луна.. – безумное одиночество, слова обращены внутрь себя.
- Все, что я хотел – любви (тоже себе) – но как же так вышло?
- Ты меня любишь? – не ожидает ничего услышать.
- Только не говори, что ты умер.
- Я знаю, ЧТО я совершил … Элизабет(голос садится, сипит, когда Создание произносит ее имя)
Резко переключает тему (а не просто отскакивает в сторону). Ерничает: давай, вставай! Совершим открытия! Неси свет в темноту!
- Я познал только ненависть – действительно, Виктор смотрит с ненавистью. Сил нет, но глаза горят. – В тебе моя цель, моя страсть
- Создание пытается понять, о чем это. Неужели что-то изменилось? Во взгляде – ожидание. Но
- ты должен быть уничтожен – и
- Good boy! – устало и обреченно. Он ответственен за жизнь Виктора.
И, возможно, пытается просчитать дальнейший путь.
Миллер и Бенедикт не просто играют по-разному, они играют разных персонажей.
И в арктических льдах – один на один с собой.
Греховен ли каждый из нас от рождения, такими нас делают обстоятельства, люди и прочие внешние причины или мы несем ответственность за то, кем мы являемся и что творим?
Ответственность не только в научном эксперименте , - ответственность за свои поступки, за себя; отношения детей и родителей; одиночество, инакость и – смещение границ, перемешивание персонажей. Не только за счет обмена ролями.
Создание – Миллер и Виктор – Миллер имеют много общего: порывистость, желание получать, а не отдавать; отсутствие желания понять других; острое нежелание научиться ответственности (а отсюда – иррациональная жестокость), некоторая наивность восприятия происходящего и детскость реакций; попытки манипулировать другими; походка, жесты, манера говорить (особенно в моменты сильного волнения).
Создание-Бен и Виктор-Бен: сильные, готовые пойти другому навстречу; не перекладывают ответственность на других; увлеченность идеей, эмпатия; попытки быть логичными и последовательными во всем (что не всегда приводит к желаемому/ожидаемому результату).
Остальные персонажи – константа, в обеих версиях спектакля они одинаковы. Будем считать, что это – наш с вами мир, условно объективная реальность. А в центре – Виктор и Создание. Перед нами два разных спектакля; две разных истории с разными героями. Самовлюбленный гений, уверенный в собственной непогрешимости и монструозной сути Создания / гениальный, но склонный к рефлексии и эмпатии человек; Создание-ребенок, жаждущий любви и мстящий за предательство; разрушающий жизнь своего безответственного «отца»/Создание-взрослый человек, пытающийся утвердить свое право на жизнь и уважение; разрушающий себя и осознающий это.
Дэнни Бойл мог бы ограничиться этим. Но нет, его Виктор и Создание меняются местами от спектакля к спектаклю. И в этих смещениях, переплетениях теряешься совершенно и перестаешь понимать, где чудовище, а где его создатель.
И сцена в Арктике, по сути финальная, видится эмоциональной вершиной, чуть ли не внезапной кульминацией; действие замирает на высокой ноте; звук затихает, и постепенно исчезают во льдах Арктики двое, ставшие одним.
Перед нами открытый финал, т.к. конфликт окончательно не разрешен. В отличие от книги, нет однозначности в оценке персонажей, сместились акценты. Поэтому закрыть финал, окончательно разрешить конфликт невозможно. Это прямое приглашение к диалогу. Причем к диалогу не с автором, а с самим собой.
И хочу просто сказать огромное спасибо всем, кто так или иначе причастен к этому спектаклю. «Франкенштейн» Дэнни Бойла - одно из самых пронзительных, ошеломляющих произведений о человеке, его муках одиночества, жажде любви, ответственности, боязни и необходимости доверия … об отношениях человека с миром и с собой. Чудо, сотворенное людьми.
Отдельное спасибо удивительной klavdiaivanovnaklavdiaivanovna.livejournal.com/, читать дальшекоторая помогла понять, что я не стремлюсь поделиться наблюдениями и открытиями, - скорее, тщательно их маскирую и скрываю. После двух месяцев дополнительных попыток заставить себя сказать то, что я думаю и чувствую, пришлось смириться с существующим положением дел и сохранить запись хотя бы в таком виде.
@темы: личное, жизнь внутренняя